Алексей Ермаков – о выборе личной образовательной траектории и джентельменском наборе знаний для современных ученых

Алексей Ермаков – о выборе личной образовательной траектории и джентельменском наборе знаний для современных ученых
5 января 2021

Фонд развития теоретической физики и математики «Базис» поддерживает российских ученых-теоретиков на всех этапах их карьеры. В частности, в рамках специальной программы с физическим и механико-математическим факультетами МГУ фонд поддерживает обучение студентов в кембриджской магистратуре.

Алексей Ермаков закончил бакалавриат физфака МГУ по программе кафедры квантовой теории и физики высоких энергий и в 2019 году поступил на магистерскую программу ИТМФ «Квантовая гравитация и математическая физика». В 2020 году Алексей получил грант на обучение в магистратуре Кембриджа (программа Mathematics and Theoretical Physics Part III 2020/2021). Пока Алексей учится на программе, мы обсудили с ним текущие вызовы, лучшие предметы и выбор траектории обучения в Кембридже.

«В связи с большой значимостью методов теории конденсированного состояния вещества в различных областях теоретической физики, знание теории фазовых переходов, вильсоновских перенормировок и топологических эффектов становится джентельменским набором, без которого закрыты многие современные достижения», - об этом и в целом о математической составляющей программы рассказал Алексей Ермаков.

 

Как я подавался на программу: от идеи до ее воплощения

Идею подавать документы на программу Part III я обдумывал несколько месяцев. В начале декабря увидел постер на физфаке МГУ, а потом и агитаторы пришли с флайерами прямо на пару по физике адронов. Я подумал, что было бы интересно попробовать, так как с моей идеальной успеваемостью в бакалавриате (у меня были только оценки «отлично», даже по тем экзаменам, которые не шли в приложение к диплому) я оценивал свои шансы как высокие. Посоветовавшись с родными и с научными руководителями, окончательно убедился, что имеет смысл отправить заявку.

Желающим подать заявку я могу посоветовать начать это делать заранее. Вам понадобятся рекомендательные письма, переведенная и заверенная иностранным отделом учебная карточка. Это уже не говоря о том, что заполнение самой заявки — дело весьма душезатратное и занимает много времени. Тест по английскому языку вы можете сдать после получения приглашения. Основным критерием отбора, как мне показалось, являлась успеваемость в бакалавриате. Своей заявкой вам следует убедить приемную комиссию, что вы сможете осилить программу и успешно выпуститься. Если это не понятно по вашим оценкам, то стоит усилить анкету иными аргументами.

Учеба и общение в Кембридже: влияние пандемии

Конечно, подавая заявку в феврале, я не подозревал, что мир катится в пучину пандемии, которая предоставит множество трудностей как на этапе поступления, так и во время учёбы. Все очные занятия в осеннем терме были отменены. Отменены личные встречи с научными руководителями, а после локдауна – было запрещено собираться больше, чем вдвоём. Единственные прочные знакомства, которые мне удалось завести - это мои соседи по блоку и несколько ребят со встречи русского общества кембриджского университета. Очень жаль, что дистанционный формат сильно затруднил общение с остальными студентами программы. Не хватает живых разговоров о математике и физике. Когда вы компанией из нескольких человек стоите у меловой доски и бурно спорите о материале только что прошедшей лекции. Я очень это любил в ИТМФе, надеюсь, что и в Кембридже успею застать такие моменты.

Лекции проходят в виде предзаписанных роликов, в которых лектор рассказывает подготовленный материал. Их можно смотреть в любой удобный момент, можно переключать скорость воспроизведения. Раз в две недели проходят онлайн семинары в Зуме, где лекторы решают задачи в реальном времени, можно задавать вопросы. Конечно, степень вовлечённости на таких занятиях несравнимо ниже, чем на очных семинарах. Однако хотелось бы отметить, что организованность и структурированность изложения материала на всех предметах, которые я слушал, очень высока. Преподаватели уделяют очень много внимания тому, чтобы курс получался целостным и структурированным. Они составляют задачи, решения некоторых из которых проверяют.

Интересное, новое и уникальное в программе для выпускника физфака

Особенно могу отметить два предмета - статистическая теория поля и дифференциальная геометрия. Последняя - образец того, какой должна быть дифференциальная геометрия у студентов-физиков. В курсе физфака МГУ подобного предмета нет, что невероятно плохо для всех теоретиков факультета. Курс дифференциальной геометрии на программе Part III закрывает зияющую дыру математической составляющей в моём образовании. А статистическая теория поля предлагает слушателям невероятно увлекательное описание явлений статистической физики на языке континуальных интегралов, теории поля и теории перенормировок. Здесь рассказывается вильсоновский подход к ренормгруппе, который на теоркафедрах физфака МГУ заменяется Боголюбовским подходом. В связи с большой значимостью методов теории кондесированного состояния вещества в различных областях теоретической физики, знание теории фазовых переходов, вильсоновских перенормировок и топологических эффектов становится «джентельменским набором», без которого закрыты многие современные достижения.

Могу сказать, что спецкурсы магистратуры ИТМФ в большинстве своем более продвинутые и находятся ближе к переднему краю теоретической физики. К сожалению, математическая база бакалавриата не позволяет мне в полной мере изучать эти курсы. Однако уже за первый терм в Кембридже многие вещи встали на свои места, и я чувствую себя более уверенно, научился применять те знания, которые когда-то нам начитали в декларативной манере.

Выбор личной образовательной траектории

Также для выпускника (студента в моём случае) физфака интересно то, что его не держат за дурака, который не способен понять, что ему нужно или хочется изучать. Нет ни одного обязательного предмета, вы вольны выбирать всё, что вам понравится. Мой набор из довольно прикладных курсов по статистической теории поля и теории групп в купе с дисциплинами чистой математики: дифференциальной геометрией и алгебраической топологией окрестили «очень необычным», поскольку обычно студенты концентрируются либо на теорфизике, либо на чистой математике. Но КТП или ОТО, в той мере, которой эти предметы преподаются в Кембридже, я уже изучал в бакалавриате. И несмотря на рекомендации взять их, я решил попробовать что-то другое вместо повторного изучения уже известных вещей. На физфаке часто возникает ситуация, когда магистерские курсы повторяют материал бакалаврских, так что я был рад, когда узнал, что здесь мне это не грозит.

Кембридж: атмосфера традиций

К моему удивлению, прямо перед моим отъездом на каникулы, Дарвиновский колледж, членом которого я являюсь, решил провести неделю формальных ужинов, несмотря на коронавирусные ограничения. Я с огромным удовольствием окунулся в атмосферу чисто британской традиции.

Студенты и аспиранты приходили в вечерних платьях, костюмах с бабочками и галстуками, поверх которых обязательно надета длинная академическая мантия. После удара в гонг и приветственной речи декана всё освещение выключается, остаются только свечи. Выносятся изысканные блюда и подаётся вино. Вы ведёте светские беседы, пьёте, а на столе друг друга сменяют суп, основное блюдо и десерт.

Не всем эта традиция нравится (что характерно, некоторые из них расклеивают коммунистические агитки на кампусе), но я чувствовал себя великолепно, будто делаю это всю жизнь, так что обязательно буду посещать данное мероприятие и в будущем.