Пацаева С. В.

Пацаева Светлана Викторовна

Описание курса:

Курс «Новые подходы спектроскопии для решения фундаментальных задач» (специализированный физический практикум) посвящен спектрально-оптическим методам изучения взаимодействия излучения с веществом в конденсированных средах. В настоящее время оптическая спектроскопия представляет собой незаменимый инструмент познания структурных особенностей вещества, изучения межмолекулярных взаимодействий и комплексообразования, количественного анализа индивидуальных веществ и их смесей.

Целью курса является практическое обучение студентов физическим основам и современному состоянию оптической спектроскопии.

План курса:


1. Тема занятия: Фосфоресценция.

Измерение времени жизни возбужденных состояний атомов и молекул. Роль триплетных состояний в переносе энергии фотовозбуждения в координационных соединениях.


Задача № 13. «Роль триплетных состояний в переносе энергии: люминесцирующие пленки комплексов лантанидов»

2. Тема занятия: Неразрушающие методы диагностики. Флуоресцентные показатели листьев растений как индикатор физиологического состояния.

Задача № 14. «Флуоресценция листьев растений в период осенней деградации хлорофилла. Регистрация спектров через оптоволоконный зонд»

3. Тема занятия: Физические методы изучения фотосинтеза. Измерение содержания лорофиллов и каротиноидов в листьях растений. Электронные спектры поглощения света антоциановыми пигментами растений при различных значениях рН среды.


Задача № 15. «Электронные спектры поглощения света растительными пигментами: качественные и количественные измерения»


4. Тема занятия: Проявления взаимодействия хромофоров в спектрально-люминесцентных свойствах. Механизмы тушения флуоресценции. Статическое и динамическое тушение.


Задача № 16. «Концентрационное тушение люминесценции красителей в мицеллах»


5. Тема занятия: Основные этапы работы над научной статьей в иностранный журнал. Рубрикация статьи, обзор литературы, аннотация. Научно-исследовательские отчеты студентов по выполненным ранее работам.

6. Тема занятия: Флуоресценция белков, биологических тканей и клеток микроорганизмов.
Задача № 17. «Флуоресценция одноклеточных водорослей, выращенных в различных условиях освещения»


7. Тема занятия: Колебательная спектроскопия: ИК-поглощение и комбинационное рассеяние. Математические методы выделение индивидуальных спектральных компонентов. Фурье-деконволюция и метод высших производных.

Задача № 18. «Колебательная спектроскопия и флуориметрический анализ биомолекул»


8. Тема занятия: Количественные измерения. Нормировка спектров. Математические методы выделение индивидуальных спектральных компонентов. Хроматографические методы. Спектроскопическая диагностика нефтяных загрязнений.


Задача № 19. «Определение следовых количеств нефтяных загрязнений в воде и почве»

9. Тема занятия: Оптическая спектроскопия наноразмерных материалов.


Задача № 20. «Регистрация оптических свойств наноалмазов в суспензиях и изучение их взаимодействия с биомолекулами»


10. Тема занятия: Основные этапы работы над докладом на международной конференции. Написание тезисов доклада. Доклад и ответы на вопросы. Защита проектов в форме доклада с компьютерной презентацией.


11. Тема занятия: Механизмы передачи энергии в фотосинтетическом аппарате бактерий. Аноксигенный бактериальный фотосинтез. Тонкослойная хроматография с регистрацией спектров флуоресценции.


Задача № 21. «Спектроскопия хлоросомного бактериохлорофилла в клетках аноксигенных фототрофов».


12. Тема занятия: Особенности лазерного возбуждения спектров флуоресценции. Оптические свойства молекул в высокоагрегированном состоянии.


Задача № 22. «Лазерная спектроскопиясложных молекул в мономерном и высокоагрегированном состоянии».


13. Тема занятия: Спектральные задачи экологической направленности. Спектральные и физико-химические методы изучения стратифицированных водных экосистем. Спутниковые методы дистанционного зондирования.


Задача № 23. «Изучение реликтовых водоемов Арктической зоны»


14. Тема занятия: Основные этапы работы над научной статьей в иностранный журнал. Ответы на замечания рецензентов. Научно-исследовательские отчеты студентов в форме научных статей.


15. Тема занятия: Моделирование оптических свойств биомолекул и геополимеров. Модели невзаимодействующих флуорофоров и модели с переносом заряда. Математические методы обработки спектров и улучшения разрешения. Спектроскопия высших производных.


Задача № 24. «Изучение трансформации гумусовых веществ микромицетами»

16. Тема занятия: Нелинейная лазерная флуориметрия (спектроскопия насыщения флуоресценции). Решение обратных задач спектроскопии оптимизационными методами (нейронные сети, генетические алгоритмы).


Задача № 25. «Неоднородное уширение контура флуоресценции при импульсном лазерном возбуждении»


17. Тема занятия: Этапы работы над выпускной работой. Рубрикация дипломной работы. Обзор литературы и оформление списка цитирований. Научно-исследовательские отчеты студентов по выполненным ранее работам.

18. Тема занятия: Защита выпускной работы. Подготовка научного доклада и компьютерной презентации.

Защита проектов по выполненным задачам в форме доклада с компьютерной презентацией.

Итоговая аттестация.

Зачет с оценкой.