Фонд развития теоретической физики и математики «Базис» поддерживает российских ученых-теоретиков на всех этапах их карьеры. В частности, в рамках специальной программы с физическим и механико-математическим факультетами МГУ фонд поддерживает обучение студентов в кембриджской магистратуре.
Василий Пушкарев - выпускник кафедры астрофизики и звёздной астрономии физического факультета МГУ - учится по гранту фонда «БАЗИС» на программе Mathematics and Theoretical Physics Part III в Кембридже (колледж Fitzwilliam 2020\2021 год).
«Впервые оказавшийся в Кембриджском университете студент может быть удивлен тем, как много возможностей поддержки ему предложат колледж и факультет. Успехи студента здесь персонально контролируют как минимум три человека. Факультет всячески поощряет студентов к активному обсуждению осваиваемого материала», - Василий рассказывает о погружении в учебу и атмосферу университета.
Как созревает решение подаваться на эту программу, из каких мыслей и этапов оно складывается?
Впервые я узнал о том, что такая программа существует из рассказов друзей об однокурснике, выигравшем конкурс, Юре Радковском. С ним у меня отчасти пересекались университетские занятия, потому он был мне знаком. Тогда, правда, эта информация просто пассивно отложилась в памяти. Через год, в сентябре, мне пришло письмо из рассылки куратора моей группы, и тогда я впервые задумался о том, что можно попробовать поучаствовать в конкурсе. Дальше, на протяжении нескольких месяцев, мне регулярно попадались напоминания: постеры на физическом факультете МГУ и несколько писем, которые приходили от фонда стипендиатам. Наверное, решающим стала именно эта регулярность напоминаний, потому что довольно много времени (3-4 месяца) понадобилось для того, чтобы осознание возможности участвовать в конкурсе стало решением.
Что по-настоящему удивило в учебе и в проживании? Колледж и факультеты – расскажите о них.
Наверное, самой необычной особенностью университетской системы Кембриджа являются колледжи. Проживание, питание, поддержка в вопросах обучения, формирование студенческой социальной среды — всё то, что не имеет прямого отношения к лекциям, семинарам и научной работе, находится в ведении колледжей. Колледжи устанавливают свои законы, обязательство строго соблюдать которые каждый новый студент подписывает во время посвящения (которое называется «matriculation»).
Колледж — это удивительное, не похожее ни на что пространство, своеобразный «город в городе». Традиционный архитектурный ансамбль колледжа напоминает маленькую крепость, защищённую толстыми прочными воротами от любопытного глаза туриста. Прямоугольники замкнутых дворов, покрытые зелёными лужайками; часовни с цветными витражными стёклами в окнах; уходящие вдаль галереи с бесконечными рядами колонн — cloisters — для неспешных прогулок и размышлений в дождливый день; устремлённые к небу готические башни; цветущие сады, предмет гордости колледжа и зависти колледжей-соседей; библиотеки, наполненные тихим духом размышлений; и — непременно — огромные парадные залы, сервированные скатертями и свечами к торжественному обеду, залы с высокими сводами, где в знаменательный день, облачённые в мантии, соберутся представители всех университетских ступеней и рангов, от первокурсников до профессоров, объединённые принадлежностью к дружной семье колледжа.
На противоположной стороне университетской жизни находится факультет. Факультет ведает более привычными, разнообразными учебными и научными вопросами, от организации занятий до проведения экзаменов.
Впервые оказавшийся в Кембриджском университете студент может быть удивлен тем, как много возможностей поддержки ему предложат колледж и факультет. В обычном университете, за помощью в возникающих проблемах студент может обратиться либо к научному руководителю, либо в учебную часть, чем, как правило, возможности исчерпываются. Здесь же для поддержки студента будут персонально назначены как минимум три человека. Во-первых, это тьютор. Представитель того же колледжа, что и студент, в дружеской беседе он готов ответить на вопросы не только об обучении, но и о жизни, помочь связаться с более компетентным в чём-либо лицом и просто поддержать в сложную минуту. Во-вторых, это руководитель учебной программы студента, director of studies. Основная его задача — направлять и контролировать прогресс студента в выбранных курсах со стороны колледжа. В-третьих, это факультетский контакт студента, departmental contact. Этот человек назначается факультетом, и в ходе интервью середины семестра, готов обсудить вопросы взаимодействия студента и факультета.
Очень важно, что факультет всячески поощряет студентов к активному обсуждению осваиваемого материала. В рамках каждого курса им рекомендуется организовывать небольшие добровольные учебные группы, study groups. Если же у студента не получается влиться в учебную группу самостоятельно, факультет готов помочь ему в этом. Один раз в неделю лектор каждого предмета проводит консультации, office hours. И очень полезным дополнением является возможность общаться с семинаристами (как правило, ими являются аспиранты) по электронной почте вне часов семинара.
В университете уверены, что учебное место должно вдохновлять, а потому с большим вниманием относятся в организации учебных пространств. Любимым местом ежедневной работы студента может стать библиотека факультета. Он может предпочесть ей читальные залы главной университетской библиотеки, строгая башня которой высится среди бесконечных садов города. Но, наверное, всего лучше маленькие, уютные библиотеки колледжей. Письменные столы среди книжных шкафов, большие окна с видами на зелёные лужайки и спиральные лестницы — кажется, что из этого чудного пространства, открытого и днём, и ночью, не может выманить ничто, кроме чашечки кофе в кофейном магазине колледжа!
Увы, в дни всеобщих противовирусных ограничений, спокойствие библиотек нарушают маски, антисептики и антивирусные спреи. Здание факультета закрыто для студентов; время в читальных залах библиотеки факультета и главной библиотеки университета разбито на часовые промежутки по предварительной записи, а единственным местом для обсуждения задач с однокурсниками остаются Zoom и WhatsApp. Сегодня, как и в древние времена, колледжи, маленькие крепости на берегу реки Кем, где проходит практически всё время студентов, становятся для них совершенно особенным и очень важным местом.
Что полезно знать желающим поступить на программу про экзамен английского?
Если честно, год назад мне не хватило наставления приступить к сдаче экзамена на знание английского языка как можно раньше: в результате, летом было очень тяжело и нервно.
Несмотря на то, что результаты сдачи экзамена не требуются до завершающих стадий процедуры поступления, я рекомендую начинать активно действовать в этом направлении заранее. Наверное, самое оптимальное время — как только вы твёрдо решите подавать документы. Даже если в итоге выберут не вас — от усиленного изучения английского языка вы точно ничего не потеряете! Решение кембриджской приёмной комиссии о предоставлении места (так называемый 'offer') и решение фонда о выделении гранта сообщаются в середине-конце весны, после чего в течение нескольких летних месяцев необходимо предоставить в приёмную комиссию документы, в том числе сертификат о сдаче теста на нужный балл. Если абитуриент не успевает этого сделать, предложенное ему место удаляется.
Сдать экзамен в летние месяцы можно, но чрезвычайно сложно и может стоить неоправданного количества сил и нервов. Поэтому, если вы чувствуете, что подготовка в области английского языка всё ещё не идеальна, стоит начинать работать над этим прямо сейчас. Вам может потребоваться несколько (или даже много!) попыток сдачи теста (автор этих строк сдавал шесть раз), и к этому стоит быть готовым заранее. Дело в том, что никакие пробные варианты, как правило, не заменяют опыта настоящего экзамена. Не следует пытаться прежде подготовиться безупречно, и только потом записываться на экзамен — лучше заблаговременно сделать одну из попыток пробной и тем самым сохранить время на исправление выявленных проблем.
Обратите внимание, что приёмная комиссия требует пересечение порога по баллам в каждой из секций (а не только пересечение суммарного порога баллов). Это представляет собой отдельную трудность: набирать с каждой попыткой всё больше и больше баллов в тех секциях, в которых вы уверены, может быть проще, чем перейти порог в проблемной секции. Тем не менее, даже если сейчас вам кажется, что вы знаете язык очень плохо, не стоит отчаиваться раньше времени — полгода очень интенсивной подготовки означают многое.