Выпускник Кембриджа и МГУ Юрий Радковский – об образовательных моделях двух университетов и лайфхаках для поступающих

Выпускник Кембриджа и МГУ Юрий Радковский – об образовательных моделях двух университетов и лайфхаках для поступающих
1 августа 2019

Фонд развития теоретической физики и математики «Базис» поддерживает российских ученых-теоретиков на всех этапах их карьеры. В частности, в рамках специальной программы с физическим факультетом МГУ фонд поддерживает обучение студентов в кембриджской магистратуре. В 2018 г. Юрий Радковский получил грант на обучение в магистратуре Кембриджа (программа «Прикладная математика» Part III Mathematical Tripos 2018/2019) и успешно завершил программу. Выпускник рассказал об особенностях обучения, поделился полезными лайфхаками и рассказал о планах на будущее.

«Крутость Part III в ее темпе и интенсивности при реально высоком уровне подачи материала. Крайне ценно узнать, каким стандартам я, как будущий ученый, должен соответствовать», - Юрий Радковский, выпускник МГУ и Кембриджа.

Как Вы узнали о программе и почему решили попробовать получить поддержку и поехать в Кембридж? Между какими учебными заведениями обычно стоит выбор физика-теоретика?

Об этой программе я узнал от своего товарища, закончившего ее за год до меня. Меня привлек формат обучения, да и было любопытно взглянуть на то, как все «там» устроено. Оксбридж, топовые вузы США, ETH и LMU - это те места, ради которых стоит ехать за границу учиться теоретической физике. Однако, если уезжать сразу в аспирантуру, то главное – это научный руководитель, а не университет. Хорошие учёные могут работать и в не самых раскрученных вузах.

Охарактеризуйте программу, систему элективов и процесс обучения. В чем актуальность программы? Какие отличия от российских вузов?

Part III in Mathematical Tripos (2018-2019) – это не магистратура в том смысле, который вкладывают в него в России. Курсы по теоретической физике – это по гамбургскому счету вторая половина третьего, четвертый и первая половина пятого курса на физфаке вкупе с какими-то топиками, которым на физфаке особо не учат (черные дыры, теория струн, квантовая информация и тд). Тем не менее ощущение того, что ты вроде как много всего знаешь, если и возникает, то пропадает ближе к середине второго триместра. Физика в Кембридже крайне «математизирована», что лично для меня было новшеством по сравнению с физфаком. Более того, система оценивания - экзамены – устроена таким образом, чтобы основные вещи студент знал просто как дважды два, тогда как на физфаке можно ограничиться усвоением главных идей, без обязательного знания деталей. Я не могу судить, что лучше, однако сейчас (отучившись и там, и там) я чувствую себя более уверенным в своих знаниях. Крутость Part III в ее темпе и интенсивности при реально высоком уровне подачи материала, а также в том, что у студента-физика есть возможность выучить немного чистой математики (реально - в первом триместре). Для меня было крайне ценно пройти эту школу, узнать, каким стандартам я, как будущий ученый, должен соответствовать, оценить самого себя и свои способности.

Если говорить непосредственно об учебе, то стоит начать с того факта, что все курсы здесь на выбор - полная противоположность физфаку. Каждый берет, что хочет, и сдает, что хочет. Полная свобода, конечно, с одной стороны немного расслабляет, а с другой стороны - дает возможность сфокусироваться на самом интересном. Тем не менее, физфаковская привычка учить все подряд в конце концов берет свое, поэтому лично я ходил практически на все возможные предметы.

Второе после выбора предметов отличие от физфака – это семинары. Семинары проходят следующим образом: аспирант рассказывает самые сложные задачки из домашнего листка перед классом и, если его уровень подготовки и заинтересованности позволяет, расскажет что-то интересное по теме, чего не было на лекциях (а бывает, что и лекцию прочитает: даже в Кембридже есть плохие лекторы). Тем не менее, подробное обсуждение задач в деталях остается на откуп студентам, которые могут организовать study groups – это когда студенты собираются вместе без преподавателя и обсуждают насущные вопросы по учебе. Лично я привык заниматься в одиночестве, поэтому мне такой формат был неинтересен.

Лайфхаки для поступающих: как подготовиться к поступлению и переезду в Кембридж. Что нужно знать студенту, задумавшемуся о магистратуре Кембриджа?

Стоит озаботиться получением отличных оценок – это самая содержательная часть информации, которую абитуриент предоставляет Кембриджу. Еще нужны рекомендации (совет: лучше взять рекомендации людей, которые Вас знают лучше всего, а не приставать к профессорам и академикам). Тем не менее, какие критерии решающие, мне неизвестно. Наверняка они составляют какой-то психологический портрет и пытаются понять, сможет ли студент выдержать сильное напряжение (а оно будет).
Если Вас взяли, то нужно подтянуть английский (реальный вариант – кино без субтитров) и ознакомиться с содержанием курсов и программой. Что касается бытовых проблем -условия проживания в Кембридже просто прекрасные. Разве что стоит захватить одеяло: может попасться домик с деревянными окнами (Кембридж очень старый) – ночами будет холодно.

Какие курсы Кембриджа показались новаторскими и какие дополнения Вы бы ввели в программу физфака МГУ?

В принципе, содержание курсов на физфаке ничем не хуже («исполнение программы» - другое дело). Единственное, я бы «математизировал» курс по ОТО.

Я считаю полезным курс по черным дырам – сейчас очень много исследований проводится в области математической ОТО. Да и вообще курс по ОТО, на мой взгляд (взгляд теоретика) должен быть общим, а не только для двух кафедр.

Какие условия созданы в Кембридже для «обновления знаний», программ, преподавательского состава?

В Кембридже средний возраст преподавательского состава довольно низок по сравнению с физфаком. Из моих лекторов старше пятидесяти были, наверное, только Мэнтон и Перри, и это был их последний год в качестве лекторов. Кембридж постоянно приглашает известных молодых ученых. Например, в мой год они пригласили Арона Уолла из Америки – он нам читал AdS/CFT.
Я думаю, что в Кембридже справляются с необходимостью поддержания некоторого баланса возрастов. Все-таки для чтения лекций очень важен опыт, поэтому принцип «чем моложе, тем лучше» работает плохо. Вопросы обновления преподавательского состава решаются в Кембридже тоже вполне разумно: комиссией из профессоров на основе фидбека от студентов и результатов научной деятельности. Такой путь приводит к здоровой конкуренции за места лекторов, что идет университету только на пользу.

Приглашенные лекторы: как часто лекторы из других университетов читают лекции в Кембридже? Насколько это важно на Ваш взгляд? Известные ученые или необычные лекции – что запомнилось?

На факультете каждый день приглашенные ученые проводят десятки научных семинаров (talks) по всем возможным темам. Пожалуй, самым известным из тех, кого слушал я, был двоюродный брат Джоан Баез - Джон Баез (у него тоже голос выдающейся силы).

На мой взгляд, такое большое количество talks весьма благотворно влияет на образовательный процесс: каждый день у студента есть возможность узнать, что происходит в реальной науке. Даже если ничего непонятно, это полезно, а уж если понятно, то просто прекрасно.

Наверное, самым известными лекторами на программе были Дэвид Тонг, Дэвид Скиннер и Ник Мэнтон – все трое выдающиеся рассказчики. Тонг из тех профессоров, во время лекций которых идут мурашки по коже, а Мэнтон – образец настоящего интеллектуала-англичанина. Ощущение, возникающее на его лекциях, сродни тому, что рождается при чтении хорошего старого романа. Наконец, Дэвид Скиннер - как лектор в каком-то смысле микс их обоих.

Как устроено дополнительное образование, вне аудиторий Кембриджа? Есть ли стажировки, летние школы?

В Кембридже развита система клубов и сообществ. У математиков (сюда входят теорфизики), например, есть математическое сообщество Тринити колледжа. Каждый понедельник в учебное время в Тринити колледже выступают знаменитые ученые с небольшими лекциями. Как и везде в Кембридже это событие сопровождается бесплатными едой и напитками, поэтому стоит сходить. На заключительной лекции года председатель сообщества (из студентов Тринити) «уронит» яблоко (Ньютон был студентом Тринити).
Летом же у студентов Кембриджа есть море вариантов себя занять. В конце учебного года на факультете проводится серия презентаций летних проектов в бизнесе и науке. Каждый может выбрать себе проект по душе и при этом получить деньги за работу (очень приличные, если проект в области финансов).

Досуг, жилье, кампус – как организованы; университетская жизнь в целом – из чего она состоит?


Как graduate student (закончивший бакалавриат) вы скорее всего будете жить за пределами колледжа, но не исключено, что и в его пределах. От этого зависит, будете ли вы жить в общаге по типу российских (но гораздо лучше) или нет. Я жил за пределами колледжа (Sidney Sussex) в небольшом классическом английском домике «с картинок», объединенным общим двориком с еще парой таких же домиков. Как бы то ни было, у вас будут соседи – из вашего же колледжа. При этом совершенно необязательно, что они будут физиками или математиками. В моем случае этот общий дворик помог образованию коммьюнити из пары десятков человек– это компания людей, с которыми я и проводил свой досуг.

Возможностей отвлечься от учебы превеликое множество. У вас будет возможность развивать себя в любом направлении. В начале года будут проводиться ярмарки спорта и различных сообществ, где будут представлены все имеющиеся сообщества Кембриджа (а их сотни) – это must. Учеба с каждым днем становится все тяжелее и тяжелее, поэтому расслабляться просто необходимо.

Интересно узнать, какие «проблемные зоны» отметили Вы в 2-х образовательных моделях, выпускником которых являетесь? (Кембридж/МГУ) Что было бы полезным для их решения?

Для меня очевидный минус образовательной системы на физфаке МГУ – малое количество задачек, которые должен решать студент. Я считаю, что система с листками - студент получает условные 10 задач, которые он должен решить в течение условных двух недель и затем защитить для получения зачета – гораздо полезнее зубрежки типовых решений для зачета и билетов для экзамена. На физфаке, к сожалению, реально учиться и все сдавать вообще без прорешивания задачек. Похожая проблема у физических практикумов. Гораздо интереснее было бы не раздавать пошаговые инструкции для выполнения эксперимента, а снизить общее количество задач практикума и дать студенту самому (с подсказками) строить схемы экспериментов – это и мозги развивает, и учит искусству эксперимента. Я не могу сравнить наш путь с кембриджским, потому что не знаю, как все устроено на первых курсах их физфака. Следовательно, я не могу утверждать, что мои предложения осуществимы на практике, однако я считаю, что стоит хотя бы попробовать.

Из того, что я сравнить могу, это взаимодействие между студентом и преподавателем. В Кембридже на каждую пару студентов есть один тьютор. Раз-два в неделю студенты встречаются с преподавателем и обсуждают задачи и вообще все насущное тет-а-тет. На мой взгляд, это существенно помогает развитию понимания предмета у студентов. У нас единственный реальный вариант коммуникации – это беседа с преподавателем после семинара, но во-первых, такие встречи редко длятся больше пяти минут, а во-вторых, надо еще и отважиться задать свой глупый вопрос. Естественно, применить такую схему с тьюторами в реалиях физфака невозможно, потому что на физфаке гораздо больше студентов, а зарплаты преподавателей не позволяют нагружать их дополнительными часами, либо есть иные причины. В любом случае, имеет смысл пересмотреть сложившийся порядок.

Считаете ли Вы полезным адаптированный перенос какой-либо части образовательной модели Кембриджа или работы со студентами в российские вузы и почему?

Я считаю крайне полезными идею о взаимодействии между студентами разных факультетов и идею о развитии спорта в университете. Первая идея в Кембридже реализуется посредством системы колледжей и обществ. Как устроена система колледжей, объяснить будет проще всего, проведя аналогию с Хогвартсом: если Кембридж - это Хогвартс, то колледжи - это его факультеты (Гриффиндор, Слизерин и так далее). Колледж - это те люди, с которыми студент живёт и та «команда», за которую он выступает. Учеба в Кембридже - это тоже соревнование. По результатам экзаменов составляется рейтинг и студентов, и колледжей, которые они представляют. Не возникает мысли о том, что все это наигранно, если вспомнить, насколько Кембридж старый. Первый колледж был основан где-то между битвой на Чудском озере и правлением Ивана Калиты, и чувствуется, что внимательное отношение к традициям и истории - искреннее. Это вызывает уважение и даже восхищение, а с течением времени и чувство принадлежности к этому древнему и священному месту. Поэтому невольно начинаешь относиться к своему колледжу, как к чему-то родному.

Очевидно, что оригинальная версия системы колледжей у нас неосуществима, однако что-то адаптированное может сработать. Например, наверняка реально взять несколько студентов-первокурсников разных специальностей, расселить их на одном этаже общаги и объединить в какую-то группу под руководством пары «вожатых». В первые пару недель члены этой группы могут социализироваться, как ребята из групп на физфаке перед «посвятом». Так люди разных специальностей могут хотя бы познакомиться.

Что касается спорта, то с этим точно должно быть проще. В Кембридже все занимаются спортом. Помимо того, что это полезно само по себе, это еще и благотворно влияет на учебную деятельность, в частности на работоспособность, и очень помогает в борьбе со стрессом. Уверен, что если бы в МГУ был лучше развит спорт, это оказало бы положительное влияние на весь университет.

Расскажите про необычные для российского студента традиции Кембриджа

Мне показалось довольно интересным отношение англичан к своим пабам. Английские пабы - это неотъемлемая часть британской культуры, в первую очередь культуры общения. Для того, чтобы собраться в пабе не нужен повод: футбол или какой-то праздник. Это то место, где люди просто общаются и спокойно отдыхают. Пабов в Кембридже больше, чем факультетов и колледжей. И у каждого колледжа есть свой паб с низкими ценами под управлением студентов (sic).

Прекрасная традиция - официальные ужины (formal dinners). Это традиция ужинать всем колледжем (бакалавры отдельно) в общей столовой. Если вам повезет с колледжем, и вы попадете в какой-нибудь из старых, то столовая у вас будет как в Хогвартсе (но значительно меньше размерами). Вкусная еда, прекрасно одетые (в мантиях!) и образованные люди вокруг (никто не сидит в телефоне) - все располагает к интереснейшим беседам.

Есть ещё Happy hour на факультете: каждую пятницу в 6 часов в центральный павильон факультета выносят ящики пива, газировки и снеков. Каждый желающий может купить себе выпивку (крайне дешево) и отметить приближающиеся выходные в компании студентов и профессоров («человек-солитон» Ник Мэнтон – большой любитель выпить и поболтать, Вы наверняка его рано или поздно встретите на этом эвенте).

Поделитесь планами на будущее?


В ближайшие два года я планирую закончить совместную магистерскую программу (Master of Science) по физике высоких энергий в ETH Zurich и EP Paris (год там, год там) – это уже классическая магистратура как у нас с упором на научную деятельность, а не на учебу.